Образовательный стандарт

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ "УТВЕРЖДАЮ" Заместитель Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриков "23" сентября 1996г

 

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 022200- "Религиоведение" (третий уровень высшего профессионального образования). Действует в качестве стандарта с даты утверждения Москва, 1996 г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022200 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.94 г. № 180.

1.2. Нормативная длительность обучения по данной специальности при очной форме обучения составляет - 5 лет. Квалификация "Религиовед".

1.3 Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста-а-религиоведа. Деятельность специалиста направлена на изучение религии и свободомыслия как одной из сфер жизни общества в ее историческом развитии, анализ различных направлений и конфессий, особенностей эволюции религии и свободомыслия в настоящее время, их место в духовном развитии личности. Объекты профессиональной деятельности: явления, факты религиозной жизни и свободомыслия общества и личности, а также методы и процессы диагностики, объяснения, прогнозирования развития религиозных отношений, их регулирования. Специалист-религиовед в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности: - научно-исследовательская, - учебно-воспитательная, - организационно-управленческая, - экспертно-консультационная. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022200 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 2.1. Общие требования к образованию специалиста.

Специалист отвечает следующим требованиям:

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает основы Конституции Российской Федерации;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;

- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам.

2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Специалист должен: в области философии, истории, культурологии, психологии и педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; - понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; - знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области экономики, социологии, политологии и права:

- знать основы экономической теории;

- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;

- понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав; в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком; - знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; - владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке; в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни; - владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. Требования по общим математическим и естественнонаучным дисциплинам.

В области математики и информатики специалист должен иметь представление:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;

- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неевклидовых геометрических системах;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

Специалист должен знать и уметь использовать:

- основы математического анализа;

- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

- основы теории вероятности и математической статистики;

- понятие информации, способы ее хранения и обработки;

- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;

- основные типы алгоритмов;

- языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;

в области концепций современного естествознания специалист должен иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятиях состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы; - о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами; - о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;

- о иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам

Специалист должен обнаружить:

- понимание предмета и строения религиоведения, места религиоведения в системе наук, структуры религиоведческого знания; знакомство с историей страноведения и развития данной отрасли знания;

- знание основных этапов исторической эволюции религии, содержания и форм религиозных представлений, культа, институтов, формирования и эволюции родоплеменных, народностно-национальных, мировых и "региональных" религий, различных конфессий, тенденций изменения в современных религиях, истории религий и конфессий в России;

- знание сакральных, канонических текстов, истории их появления, оформления их состава, содержания, способов фиксации, методов и приемов современной интерпретации; знакомство с апокрифической, неканонической литературой;

- знание содержания вероучений, основных этапов развития и состава теологии, ее предмета, особенностей ее содержания в различных конфессиях; знакомство с классическими теологическими текстами;

- знание истории развития философских представлений о религии, основных современных философских концепций религии, направлений религиозной философии и религиозно-философской антропологии, понимание сущности религии, специфики религиозной метафизики, онтологии и гносеологии;

- целостное представление о социологических, психологических, феноменологических концепциях религии, их предмете, содержании базисных теоретических принципах, истории развития; об основах и предпосылках религии, ее строении, структуре, о ее месте в системе культуры, функциях в обществе, группах, в жизнедеятельности личности;

- понимание соотношения религии и науки, особенностей выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношений религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимание смысла религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки;

- знание содержания религиозно-этических учений, основных понятий религиозной этики и аксиологии, особенностей религиозной морали, ее специфики в разных религиях и конфессиях, религиозных концепций формирования личности, ее нравственных качеств, современных проблем религиозно-нравственого воспитания;

- понимание основных религиозно-эстетических категорий, сходства и различия религиозного и художественного освоения действительности, особенностей религиозного, церковного и культового искусства; - знакомство с современными нетрадиционными религиями, культами, эзотерическими учениями, с их историей, освоение критериев их выделения и классификации;

- владение понятиями, описывающими свободомыслие и его формы, знание основных этапов его развития, учений выдающихся представителей свободомыслия античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени, Запада, России, Востока; знакомство с классическими текстами, содержащими идеи свободомыслия;

- владение навыками учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертно-консультатив-ной работы, культурой общения, навыками публичной речи.

2.2.4. Требования по специальным дисциплинам

Специалист должен обнаружить:

- целостное представление о тенденциях изменения религии в современном мире, о состоянии, уровне, характере и динамике религиозности, о процессах секуляризации, сакрализации, политизации, о модернизме и фундаментализме, об интеграционных процессах в религиях;

- знание содержания принципа свободы мысли, совести, религии и убеждений, истории формирования и развития представлений о свободе совести, религии, вероисповедания и неисповедания; знакомство с положениями конституций, государственно-правовых документов России и зарубежных стран, а также международно-правовых документов по вопросам названных свобод;

- понимание оснований и принципов диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений, знание особенностей решения основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях, специфики религиозных мировоззрений;

- иметь представление и определенные навыки, умения в области классической логики, основных разделов неклассических логик, познавательных предметов правдоподобных рассуждений, практического анализа логики различного рода рассуждений, аргументационного процесса, приемов и способов ведения дискуссий и полемики;

- умение практически осуществлять аргументационный процесс, владение основными приемами аргументации, технологии спора, полемики, убеждения.

2.2.5. Требование по дисциплинам специальности

Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких разделах религиоведения. Конкретные требования по усвоению дисциплин специализации устанавливаются высшим учебным заведением.

 

3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 022200 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 123 ГСЭ ОООБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1802 ГСЭ 01 ФИЛОСОФИЯ:

Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картина мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире, роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; человечество перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ 02 ИСТОРИЯ:

Сущность, формы, функции исторического сознания; типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация древней Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях; проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в XV-XVII вв; XVIII век в европейской и северо-американской истории; проблема перехода в "царство разума"; особенности российской модернизации в XVIII в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке; пути развития России; место XX в. во всемирно-историческом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека; его особенности в Западной Европе и России, в других регионах мира.

ГСЭ 03 КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

История мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия.

ГСЭ 04 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА:

Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души); психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике человека; педагогика: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения.

ГСЭ 05 ЭКОНОМИКА:

Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка и основы государственного сектора), основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос и предложение, ценовой уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы; мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса, регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов, экономика сельскохозяйственных и природных ресурсов; сравнительные экономические системы.

ГСЭ 06 СОЦИОЛОГИЯ:

История становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник и субъект самодвижения, социальных изменений; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика, социальное поведение, социальная структура, социальная стратификация, социальные институты, социальная организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения, социальные конфликты и логика их развития; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования.

ГСЭ 07 ПОЛИТОЛОГИЯ:

Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политические отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные от ношения; сравнительная политология.

ГСЭ 08 ПРАВО:

Право, личность и общество; структура права и его действие; конституционная основа правовой системы; частное право; сравнительное правоведение.

ГСЭ 09 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК:

закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической или диалогической); овладение лексико-грамматическим минимумом; курс реферирования и аннотирования научной литературы, курс научно-технического перевода и т.п.

ГСЭ 10 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

ГСЭ 11 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ)

ЕН 00 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ОБЩИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН 01 МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА:

геометрия Евклида как первая естественнонаучная теория; аксиоматический метод; основные этапы становления современной математики; структура современной математики; основные черты математического мышления; математические доказательства; элементы, множества, отношения, отображения; числа; комбинаторика; конечные и бесконечные множества; основные структуры на множестве; неэвклидовы геометрии; геометрия микро- и макромира; основные идеи математического анализа; дифференциальные уравнения; общая постановка задачи о принятии решения; математические методы в целенаправленной деятельности; математика случайного; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации.

ЕН 02 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:

естественнонаучная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие, близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов; реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы генетика и эволюция человек: физиология, здоровье, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принцип универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

ЕН 03 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ)

ОД 00ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОД.01 ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ:

Генезис и эволюция религии в истории общества; мифологическое сознание; первобытные формы религиозных верований и их роль в становлении человека и общества; племенные религии; развитие религиозных представлений в эпоху разложения родовых отношений; политеистические религии Древнего мира; национально-государственные религии Востока (конфуцианство, даосизм, синтоизм, брахманизм); становление монотеистических религий (иудаизм, зороастризм) формирование и эволюция мировых религий буддизм, христианство, ислам); вероучение и культ мировых религий; экуменистическое движение; религия в современном мире.

ОД.02 ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ:

Ведийская литература: Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады, Шрути, Смрити; Индуистские Махабхарата, Пураны, Тантры; Литература авестийской религии: Авеста и Зенд Авеста, Бундегеш; "Дао цзан" даосизма; "Ши-сань цзин" Конфуцианства; иудаистские тексты: Танах и Талмуд; буддийская литература: Трипитака (Виная-питака, Сутта-питака, Абхидхама-питака), Милинда-паньха, биография Будды, Тантра, Дарани, Ганджур, Джанджур; христианская литература: Священное Писание (Ветхий и Новый заветы) и Священное Предание (Постановления Вселенских соборов, Правила Апостольские, Символы веры, Катехизисы и др.); исламская литература: Коран, Хадисы, Сунна, Ахбар, Шариат, Фикх.

ОД.03 ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ):

объект и предмет теологии; идейные истоки, процесс формирования и развития христианской теологии; апологетика и патристика (Юстин, Афиногор, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, кападокийцы, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Ф. Бонаветура, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.); "естественная" и "богооткровенная" теология; исихазм и паламизм; система теологии (богословия): основное, догматическое, нравственное, пастырское, патрология, гомилетика, экзегетика, литургика; особенности содержания теологии (богословия) в разных христианских конфессиях.

ОД.04 РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

философия религии и религиозная философия; религиозная философия и теология: сходство и различие; особенности решения в религиозной философии онтологических, метафизических, гносеологических, аксиологических, этических и социально-политических проблем; основные направления и школы в буддистской философии: вайбхашики, саунтрантика, мадхъямика, йогачара; православная философия: академическая философия, философия церковного обновления славянофилов, православная антропология, метафизика всеединства", неохристианство, мистицизм и др.; внеконфессиональная и синкретическая религиозная философия.

ОД.05 ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ:

развитие философских знаний о религии в древности, в средние века и в эпоху Возрождения; воззрения на религию в философии ХVII-ХVIII вв. (Б. Спиноза, П. Бейль, Г. Лейбниц, Д. Юм, Д. Гольбах); становление и развитие философии религии как раздела религиоведения; светская и конфессиональная философия религии; философия религии в трудах Канта и неокантианцев, Г.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха; концепции религии в философии мифа, философии жизни, философской антропологии, феноменологии, герменевтике; теория религии в школах "аналитической философии" Б. Рассела, Витгенштейна и теологический "анализ религиозного языка"; критический реализм и натурализм о религии; религия в философии психоанализа экзистенциализма; религиоведческие аспекты философии неореализма; концепции религии в русской философии ХIХ-ХХ вв.; гносеология религиозного сознания; философский анализ религиозной онтологии.

ОД.06 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ:

исследование религии в трудах родоначальников социологии Г. Спенсера и О. Конта; становление социологии религии как отрасли религиоведения; социология религии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля; основные направления и школы в социологии религии; светская и конфессиональная социология религии; социология и теология; две тенденции в конфессиональной социологии религии: дихотомическая (традиционная) и иманентно-трансцендентная (модернистская); феноменологическое направление в социологии религии; компаративистика; структурно-функциональный анализ в социологии религии; социологический анализ религии, его уровни; социологическая теория религии; методология и методика конкретно-социологических исследований религиозности; результаты социологических исследований религии.

ОД.07 ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ:

становление психологии религии как отрасли религиоведения; анализ религии в трудах Вундта, Т. Рибо, Т. Флурнуа, У. Джеймса, Е.Д. Старбека, Дж.А. Леуба; основные направления в психологии религии; светская и конфессиональная психология религии; общепсихологические и социально-психологические подходы к изучению религии; бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ в психологии религии; пастырская психология; возрастная психология религии; психологические предпосылки религии; религиозная вера как психологический феномен; психология религиозного культа и общения; религиозная медитация; психология религиозных групп и индивида; религиозная личность и ее типы.

ОД.08 ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ:

предмет феноменологии религии; становление и развитие феноменологии религии; формулировка программных установок феноменологии религии; ее отличие от философии религии и истории религии; описательная и интерпретативная феноменология, роль экзегетики и герменевтики в феноменологическом исследовании религии; проблема классификации религиозных феноменов, феноменологическая типология религий; влияние философии Э. Гуссерля на феноменологию религии; М. Шеллер о религиозном акте и коррелятивном ему предмете; развитие идей Э. Гуссерля и М. Шеллера в современной феноменологии религии; экзистенциальная феноменология религии, использование идей М. Хайдеггера и К. Ясперса при анализе религиозного сознания; неофеноменология Ж. Варденбурга и перспективы феноменологического исследования религии.

ОД.09 РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА И АКСИОЛОГИЯ:

основания религиозной этики и аксиологии; анализ теологических точек зрения; основные понятия религиозной этики и аксиологии; место религиозно-этических учений в системе мировой культуры; этический теоцентризм и антропоцентризм: отличия и сходства; основные школы этического теоцентризма и антропоцентризма; либеральные и фундаменталистские концепции этических и аксиологических проблем: история, современность; борьба тенденций в современных либеральных и фундаменталистских этических и аксиологических теологических школах; понятие "теодицеи"; эволюция концепций теодицеи; основные школы современной концепции теодицеи; ситуативная и абсолютная этика в современных религиях.

ОД.10 ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕЛИГИОВЕДЕНИИ:

светские и религиозные эстетические концепции; "Теология прекрасного"; богословское понимание искусства; религиозное истолкование основных эстетических категорий; искусство и религия в их генезисе и истории; сходство и различие религиозного и художественного освоения действительности; особенности использования различных видов искусства для удовлетворения религиозных потребностей; художественно-эстетический аспект религиозного культа; религиозное и церковное искусство; канон в церковном искусстве и его творческие возможности; характер использования в искусстве религиозных сюжетов.

ОД.11 НАУКА И РЕЛИГИЯ:

наука и религия в системе культуры; особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире; становление и развитие науки и ее влияние на религию; религиозная и научная картины мира; конфликты науки и религии; от конфликтов к диалогу; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук.

ОД.12 СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ:

возникновение и эволюция нетрадиционных религиозных направлений; их особенности: синкретизм воззрений, харизматическое лидерство, строгость дисциплины и др.; принципы классификации нетрадиционных религий; неоиндуистские, необуддийские, неосинтоистские группы; неохристианские объединения; саентологические течения; сатанинские культы; история эзотерических учений; эзотеризм в современных условиях: масонство, оккультизм, "новая" магия и спиритизм, каббала, мантика (астрология, хиромантия, библиомантия, рапсодомантия, арифмомантия, некромантия, гадания по расплавленному воску, по сновидениям, по кофейной гуще, на игральных картах и т.д.).

ОД.13 ИСТОРИЯ СВОБОДОМЫСЛИЯ:

свободомыслие как явление духовной культуры; формы свободомыслия (богоборчество, религиозный индифферентизм, скептицизм, нигилизм, антиклерикализм, атеизм и т.д.); элементы свободомыслия в народном творчестве, искусстве, естествознании, художественной литературе, философии; этапы развития свободомыслия; свободомыслие в духовной жизни древних народов (Египет, Вавилон, Китай, Греция, Рим); свободомыслие в культуре древней Руси; вольнодумная культура еврейского и арабского средневековья; свободомыслие в странах Европы в эпоху Возрождения и в Новое время; история свободомыслия в отечественной культуре ХVIII-ХVХ вв.; свободомыслие в социально-политической и духовной жизни России в ХХ в.; свободомыслие в странах Запада и Востока в ХХ в.

ОД 14 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ)

СД 00 СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СД 01 ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ:

процессы секуляризации и сакрализации; динамика уровня и характера религиозности; изменение в вероучениях, теологии, религиозной деятельности, организации; модернизм и фундаментализм; усиление социально-политической активности религиозных организаций и верующих; религиозный фактор в политических и межэтнических конфликтах, в социально-политических движениях; участие религиозных организаций и верующих в решении глобальных проблем современности; образовании синкретических религиозных движений; интегративные процессы в религиях: попытки создания универсальной "религии". Экуменическое движение, международные религиозные организации и форумы.

СД 02 СВОБОДА СОВЕСТИ:

возникновение представлений о свободе совести; выступление за независимость светской власти от церкви, за веротерпимость в Средние века; требования свободы религии и свободы вероисповедания в эпоху Возрождения и Реформации; проблемы свободы совести в Новое и Новейшее время: обоснование принципов отделения церкви от государства и от светскости образования, провозглашение равенства прав граждан независимо от отношения к религии; осознание права не исповедовать никакую религию, быть атеистом, понимание свободы совести как одного из прав человека; конституции и законодательные акты зарубежных государств о свободе совести и вероисповеданий; свобода мысли, совести, религии и убеждений в международных правовых документах; развитие представлений о свободе совести и ее государственно-правовое обеспечение в истории России.

СД 03 ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ:

понятие мировоззрения; исторические типы мировоззрений; особенности решения основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях; основные черты религиозных мировоззрений; Бог абсолютной религии как высший принцип объяснения всего сущего; анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия Бога; основания диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений; проявление диалога на обыденном и теоретическом уровнях знания.

СД 04 РЕЛИГИОЗНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:

Специфика религиозной антропологии, ее основные аспекты; эволюция религиозной антропологии; типы религиозно-антропологических учений; человек в этнических, региональных и мировых религиях; православная антропология; протестантская антропология; проблема онтогенеза человека; индивид, личность, индивидуальность; тело, душа, дух человека в богословском и философском понимании; теологическая танатология; теология и философия о бессмертии человека; теология об антропологических основах религии; поиски антропологических корней религии, антропологического доказательства бытия Бога; теология и антропология о среде обитания человека и перспективах цивилизации; ноосфера и антропосфера; антропологические аспекты милосердия и каритативной деятельности.

СД.05 ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ:

крещение князя Владимира и принятие христианства на Руси; церковь в древнерусском государстве; взаимоотношения княжеской власти и церкви в эпоху феодальной раздробленности; взаимоотношения церкви с княжескими властями и ордынским аппаратом в период монголо-татарского ига; роль церкви в объединении княжеств; великокняжеская и церковная власти; изменение положения церкви в период формирования централизованного государства; взаимоотношения светской и церковной властей в ходе становления автокефалии и Московского патриархата; царство и церковь, концепции отношения между царством и священством, "Москва - третий Рим"; государство и церковь в ХVII веке; абсолютизм и церковь, объявление императора главой Российской православной церкви; государственно-церковные отношения в ХIХ; "Самодержавие, православие, народность"; государство, православная церковь и неправославные вероисповедания; изменения отношений государства и церкви в ходе и после трех революций в России; государственно-церковные отношения после восстановления патриаршества.

СД 06 ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ:

предмет значения логики; мышление и язык; логический анализ естественного языка; классическая логика высказываний и предикатов; силлогистика; основные типы неклассических логик; правдоподобные рассуждения; учение о понятии; определения; обоснование утверждений в беседе, полемике, учебном процессе; аргументация и доказательство; критика и опровержение; стратегия и тактика аргументации и критики; логическое требование к аргументации; психологические, риторические и нравственные аспекты аргументации.

СД 04 ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ СТУДЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ВУЗОМ (ФАКУЛЬТЕТОМ)

ДС 00 ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ДП 00 Дополнительные виды подготовки (военная подготовка, гражданская оборона и др.)510 Ф 00Факультативы522 Всего:8100

П 00 Практика 10 недель КР 00 Квалификационная работа 8 недель ИГА Итоговая государственная аттестация 5 недель

Настоящая программа составлена исходя из следующих данных:

Теоретическое обучение 150 недель Практика 10 недель Квалификационная работа 8 недель Экзаменационные сессии 2 недель Каникулы 42 недель Отпуск после окончания вуза 4 недель Итого: 256 недель

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Вуз (факультет) имеет право:

1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл - в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и уменьшения минимального содержания дисциплины.

1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), математических и общих естественнонаучных дисциплин, а также психолого-педагогических дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.

1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этическую, профессиональную специфику, а также и научно-исследова-тельские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.

1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в цикл общих гуманитарных и социально-эконо-мических дисциплин, математических и общих естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.

4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

5. Специальные дисциплины представляют собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению со специальностью. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этих дисциплин, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов наряду с обязательными дисциплинами должен включать курсы по выбору студента.

6. Итоговая государственная квалификационная аттестация осуществляется согласно п. 5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание итоговой государственной квалификационной аттестации специалиста должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.

7. Лица, выполнившие за время обучения по специальности 022200 - "религиоведение" государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации - "Преподаватель", введенные в действие Приказом Госкомвуза России от 30. 03.95 г. № 439 (приложение 1), получают дополнительную квалификацию, добавляемую к основной, о чем в дипломе делается соответствующая запись: "Религиовед. Преподаватель".

Составители: Учебно-методическое объединение университетов (Совет по философии), Экспертный совет по циклу общих естественнонаучных дисциплин Минобразования России Управление гуманитарного образования и развития личности Минобразования России Сериков В.В. Овчинников Г.К. Управление образовательных стандартов Минобразования России Шестаков Г.К.

 



Неофициальный сайт студентов Тульского государственного педагогического университета, факультета искусств и гуманитарных наук специальности религиоведение.

(с)Lucille



Hosted by uCoz