Специальность религиоведение
д-р филос. наук Яблоков И.Н. Религиоведение как относительно самостоятельная наука
складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания -философские,
теологические, исторические, психологические и др. - накапливались в течение
столетий. С этим связано содержание, строение и структура религиоведения. Ныне его предметом являются закономерности возникновения,
развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они
представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и
других областей культуры. Религия изучается на уровне общества, групп
и личности. Главное в светском религиоведении - философское содержание,
что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным
является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта, которые
оказывают помощь конкретным наукам (литературоведению, фольклористике,
языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и др.), когда
они рассматривают религию со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование
религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о
человеке, обществе, мире. И здесь религиоведение опирается на наследие
философской мысли, историю естественных и общественных наук, особенно
на достижения современной научно-технической революции, научное объяснение
религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, физики,
химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и т. д. служат основой
решения соответствующих мировоззренческих проблем. Однако, содержание религиоведческого знания не сводится
только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические,
психологические, исторические, семиотические, лингвистические и другие
компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с
помощью соответствующих теорий и методов. Различают теоретическое и историческое религиоведение;
первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта
и т.д., второе создает диахронное и синхронное изображение его. Теоретическое
соотносят также и с эмпирическим: в этом случае подчеркивается, что теоретическое
раскрывает сущность, глубинные закономерности, а эмпирическое имеет дело
с явлениями религии. Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные)
и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления,
представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя
и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения.
В этом случае религия рассматривается изнутри, ее изучение непосредственно
связано с религиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на
иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии извне, стремятся
дистанцировать себя от какой бы то ни было конфессии. Неофициальный сайт студентов Тульского государственного педагогического университета, факультета искусств и гуманитарных наук специальности религиоведение. (с)Lucille |