Специальность религиоведение

- Религиоведение как наука

- Образовательный стандарт

- Дисциплины

 

Религиоведение как наука

д-р филос. наук Яблоков И.Н.

Религиоведение как относительно самостоятельная наука складывалось, начиная с XIX в., хотя религиоведческие знания -философские, теологические, исторические, психологические и др. - накапливались в течение столетий. С этим связано содержание, строение и структура религиоведения.

Ныне его предметом являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религия изучается на уровне общества, групп и личности.

Главное в светском религиоведении - философское содержание, что обусловлено, по крайней мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, центральным является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта, которые оказывают помощь конкретным наукам (литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и др.), когда они рассматривают религию со своей частной точки зрения. Во-вторых, исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, обществе, мире. И здесь религиоведение опирается на наследие философской мысли, историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, научное объяснение религии. Успехи антропологии, медицины, психологии, педагогики, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и т. д. служат основой решения соответствующих мировоззренческих проблем.

Однако, содержание религиоведческого знания не сводится только к философскому аспекту, в системе этого знания имеются социологические, психологические, исторические, семиотические, лингвистические и другие компоненты, дающие понимание и описание определенных сторон объекта с помощью соответствующих теорий и методов.

Различают теоретическое и историческое религиоведение; первое разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта и т.д., второе создает диахронное и синхронное изображение его. Теоретическое соотносят также и с эмпирическим: в этом случае подчеркивается, что теоретическое раскрывает сущность, глубинные закономерности, а эмпирическое имеет дело с явлениями религии.

Среди учений о религии есть религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные). К религиозным относятся направления, представленные теологами, а также другими исследователями, которые хотя и не являются богословами, но стоят на позициях религиозного мировоззрения. В этом случае религия рассматривается изнутри, ее изучение непосредственно связано с религиозными интересами. Нерелигиозные течения базируются на иных исходных мировоззренческих принципах, подходят к религии извне, стремятся дистанцировать себя от какой бы то ни было конфессии.


Тимощук А.С. Религиоведение. Лекция.

В.И. Гараджа. Религиоведение. Энциклопедическая статья

Е. С. Элбакян, доктор философских наук "Религия как объект религиоведческого анализа."



Неофициальный сайт студентов Тульского государственного педагогического университета, факультета искусств и гуманитарных наук специальности религиоведение.

(с)Lucille

Hosted by uCoz